ОКТЯБРЬ - МЕСЯЦ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О СИНДРОМЕ РЕТТА
Close
Write Close
Close
Если у вас есть вопрос - напишите нам
Даю согласие на обработку данных
всё о синдроме ретта
CDKL5
(cyclin-dependent kinase-like 5)
Симптомы, диагностика, лечение
CDKL5 (cyclin-dependent kinase-like 5) расстройство является редким генетическим состоянием, которое было впервые выявлено в 2004 году.
CDKL5
Общая информация
Вызвано мутациями в гене CDKL5, который обнаружен на Х-хромосоме.
Хотя многие случаи были выявлены у мальчиков, из-за расположения гена это расстройство в основном затрагивает девочек. Причина мутации CDKL5 и частота расстройства CDKL5 в настоящее время неизвестны.
Ген CDKL5 дает указания для создания белка, который необходим для нормального развития мозга и нейронов. Хотя относительно функции белка известно немного, он может играть определенную роль в регуляции активности других генов, включая ген MECP2 синдрома Ретта. Белок CDKL5 действует как фермент, который изменяет активность других белков путем добавления к ним атомов кислорода и фосфата (фосфатной группы) в определенных положениях.

CDKL5 является редким расстройством. Мутации CDKL5 были обнаружены у детей с диагнозами: Инфантильный спазм, синдром Веста, синдром Lennox-Gastaut, синдром Ретта, церебральный паралич, аутизм и эпилепсия неизвестного происхождения. Однако важно отметить, что ученые и врачи не знают, что вызывает мутацию CDKL5 или полный спектр расстройств CDKL5. Вероятно, есть много людей CDKL5, у которых есть мягкие симптомы и нет приступов.

Диагностика. Большинство детей с CDKL5, страдают от судорог, которые начинаются в первые часы, дни, недели или месяцы жизни. Некоторые матери описали чувство приступов даже в предродовой период. Приступы проявляются в виде тонических приступов с миоклоническими кластерами и клоническими судорогами. Обычно они происходят во сне. Со временем они могут появляться и во время бодрствования.
Обычно эти первые судороги не обнаруживаются на ЭЭГ, и некоторые дети могут ошибочно диагностироваться как Миоклонус-эпилепсия или синдром Сандифера. Важно отметить, что отсутствие активности на ЭЭГ (или «нормальной» ЭЭГ) не исключает диагноз, связанный с CDKL5. В то время как расстройство CDKL5 в основном выявляется у девочек, его нельзя исключать как диагноз у мальчиков.

Дополнительные симптомы: задержка развития, аутизм, низкий тонус мышц, апраксия, сколиоз, изолированное поражение коры головного мозга в зрительной области, маленькие холодные стопы, ограничение действия рук, отсутствие или задержка речи, трудности при кормлении, гастроинтестинальные проблемы.

С введением сложного генетического тестирования расстройство CDKL5 сейчас диагностируется у детей в относительно раннем возрасте.

Совсем недавно некоторые лаборатории использовали буккальный мазок щек. Мазок крови или слюны затем отправлялся в специальную лабораторию, которая выполняла генетический тест. В последнее время тестирование CDKL5 стало широко доступным методом, позволяющим одновременно тестировать множество потенциальных генов, вызывающих заболевание, с такой же стоимостью, как и тестирование только гена CDKL5.

Клинические проявления.

Вздутие живота может быть связано с гастропарезом, обструкцией, запором или аэрофагией, которое обычно сопровождает аномальное дыхание некоторых детей с CDKL5. В этом случае назначаются лекарственные препараты, а в очень тяжелых случаям может помочь чрескожная гастростомия. Для диагностики патологических состояний со стороны желудочно-кишечного тракта проводится рентгенография живота, исследование опорожнения желудка (двигательная активность желудка), эндоскопия и тестирование для оценки наличия пищевой аллергии.

Аэрофагия может быть значительной и мешать еде и дыханию. Причина заглатывания воздуха до конца не понята, но может быть поведенческой, из-за боли, дискомфорта или беспокойства.

Апраксия является результатом дисфункции полушарий головного мозга, особенно теменной доли, и часто присутствует у людей с CDKL5. Апраксия включает в себя лимбино-кинетическую апраксию (невозможность тонких, точных движений с помощью руки или ноги), идеомоторную апраксию (невозможность сделать правильное движение в ответ на словесную команду), идеальную апраксию (невозможность координировать действия с несколькими последовательными движениями, такими как одевание, прием пищи и купание), словесная апраксия (затруднение координации движения рта и речи), конструктивная апраксия (невозможность скопировать, нарисовать или построить простые фигуры) и окуломоторную апраксию (затруднение перемещения глаз по команде ). Апраксия может сопровождаться афазией. Как правило, лечение людей с апраксией включает физическую, речевую или профессиональную терапию.

Аспирационная пневмония может возникнуть в результате нарушенной координации и низким тонусом мышц, участвующих при глотании. Надгортанник должен закрывать трахею, чтобы предотвратить вдыхание пищи или жидкости, но это не всегда удается, поэтому очень важно исследование процесса глотания. Специальная поза, а также текстура пищи и консистенция жидкости являются ключевыми моментами для правильного глотания.

Аутизм. Лица с CDKL5 могут проявлять разную степень нарушения социального взаимодействия, например, избегать зрительного контакта. Могут возникать повторяющиеся виды поведения, такие как уборка, маниакальная ходьба и манипулирование объектами. Другие особенности включают трудности моторной координации и внимания, поведенческие вспышки и отсутствие осведомленности о безопасности.

Плотность кости. Пока неизвестно, как часто происходит остеопороз при CDKL5. Тем не менее, есть много сообщений о низкой плотности и переломах костей.

Плотность кости должна контролироваться эндокринологом, особенно если есть предположение о преждевременном половом созревании. Остеопороз следует искать особенно у тех лиц, кто никогда не ходил или у которых были переломы. На плотность костей также влияют антиконвульсанты. В этих случаях должна проводить рентгеновская денситометрия.

Бруксизм. Скрежет зубами может возникать в дневное время или во время сна.

Сердечные проблемы. Некоторые лица имеют удлиненный интервал QT, который чаще ассоциируется с синдромом Ретта. Другие сердечные проблемы: аномалии сердечного ритма, такие как тахикардия и брадикардия, а также неспецифические изменения, связанные с Т-волнами. Поэтому люди с расстройством CDKL5 должны ежегодно делать ЭКГ и проводить мониторирование сердечного ритма особенно, если регистрируются аритмии. В ряде случаев необходимо проведение ЭХО-КГ.

Запоры часто регистрируются с лиц с наличием CDKL5. Им важно проводить лечение и профилактику. Повреждения кишечника могут быть источником боли и дискомфорта. Даже если количество пищевых волокон достаточно, необходимо контролировать ежедневное потребление воды, которое может быть низким.

Кортикальное ухудшение зрения представляет собой форму нарушения зрения, которая связана с мозгом, а не с глазами. Дети с расстройством CDKL5 имеют характерный боковой взгляд.

Эпилепсия/судороги. Судороги почти всегда наблюдаются при расстройстве CDKL5. Исследования показали, что у детей наблюдаются 3 стадии эпилепсии. Стадия I - ранняя эпилепсия (начало в возрасте 1-10 недель), которая несмотря на частые приступы, развивается при нормальной ЭЭГ. Стадия II включает развитие эпилептической энцефалопатии с инфантильными спазмами и гипсаритмией, примерно в 50% случаев. Стадия III проявляется как поздняя, мулитофокальная и миоклоническая эпилепсия. Приступы часто трудно контролируемые, несмотря на использование противоэпилептических препаратов, стимуляцию блуждающего нерва, кетогенной диеты и хирургических вмешательств. Половое созревание может изменить судорожный паттерн и активность.

Трудности при кормлении (расстройство акта глотания - дисфагия) широко распространены при CDKL5. Лица могут испытывать трудности с жеванием, движением языка, глотанием, частично из-за низкого мышечного тонуса и апраксии. Это может ухудшить питание или способствовать респираторным симптомам (аспирация, кашель или удушье во время кормления). Плохое увеличение веса и эпизоды аспирации требуют контроля глотания с применением рентгеноскопического исследовании и определения рН желудка для оценки наличия ГЭРБ. В тяжелых случаях чрескожная гастростомия (ПЭГ) может быть рекомендована гастроэнтерологом и хирургом. При упорном рефлюксе может потребоваться терапевтическое или хирургическое лечение.

Желудочно-кишечные проблемы (запоры, диарея, вздутие и желудочный рефлюкс - все это общие проблемы. Низкая двигательная активность кишечника, а также медленное опорожнение желудка также могут проявляться у детей с CDKL5. Существует неопровержимое доказательство того, что эти люди могут быть более восприимчивыми к завороту кишечника и инвагинации, которые являются неотложными состояниями. Поэтому при быстром клиническом ухудшении без видимой причины должен быть высокий индекс подозрения на опасное для жизни желудочно-кишечное осложнение.

Ручная стереотипия проявляется как постукивание пальцами, отмечаются моющие и скручивающие движения рук и т.д. У многих развивается нарушение функционирования рук.

Гипотония наблюдается почти у всех детей с CDKL5. Для оценки наличия и степени выраженности сколиоза, нарушений со стороны тазобедренного и других суставов, ребенка важно регулярно наблюдать ортопедами.

Нарушение сна связанно с пробуждением среди ночи, ночными ужасами, навязчивым смехом и вздрагиванием. После пробуждения дети испытывают трудности, чтобы заснуть снова из-за нарушения дыхания, судорожной активности и общего беспокойства. Многие пациенты имеют значительное ухудшение сна. У них могут быть дни и ночи без сна или наоборот длительные периоды сна. По назначению невролога многие дети с CDKL5 применяют лекарственные препараты для его улучшения.

Неконтролируемое поведение. Многие семьи сообщают о плаче, смехе без видимой причины и неконтролируемом поведении детей. Когда ребенок становится старше, родители могут считать, что такое поведение может быть связано с болью, геластическими припадками, вызывающими смех, или оно развивается в результате судорожной активности. Следует помнить, что плачущий ребенок с расстройством CDKL5, нуждается в экстренной медицинской консультации для исключения острого заболевания или возможной кишечной непроходимости.

Мобильность. Некоторые пациенты CDKL5 никогда не будут ходить, в то время как другие ходят самостоятельно или с помощью взрослых. Тоже касается и целенаправленных движений рук. Одни дети почти не имеют никаких навыков, в то время как другие выполняют целенаправленные действия.

Контрактуры могут формироваться у детей, которые самостоятельно не двигаются, что легко определяется путем проведения пассивных движений. Для поддержания хорошего диапазона движений этим пациентам должна проводиться физическая и профессиональная терапия на протяжении всей жизни.

Позвоночник (сколиоз / кифоз / лордоз). Вероятность развития сколиоза возрастает с возрастом. Необходимо тщательное наблюдение за изменениями со стороны позвоночника. При выявлении деформации рекомендуется направить такого ребенка к хирургу-ортопеду.

Stimming – это термин, часто используемый при аутизме. Проблемой многих детей с CDKL5 является повторяющееся и ограниченное поведение, которое также встречается при аутизме и синдроме Ретта, например, покачивание головой, хлопки руками, постоянное нахождение предметов и пальцев рук во рту.

Вазомоторные (вегетативные) нарушения. У детей с CDKL5 из-за нарушения вегетативной регуляции наблюдается увеличение симпатического тонуса, симптомами которого являются нарушения сердечного ритма, наличие холодных конечностей.
CDKL5
Лечение
Кетогенная диета является жизнеспособным вариантом для перорального кормления, а также для использования назогастральной или G- трубки. Некоторые семьи применяли модифицированную диету Аткинса или диету с содержанием среднецепочечных триглицеридов вместо стандартной кетогенной диеты. Независимо от выбора диеты, крайне важно, чтобы невролог и сертифицированный диетолог контролировали и проводили медицинское наблюдение за пациентами.

Противоэпилептические препараты. Судороги детей с расстройством CDKL5 трудно поддаются лечению. Многие дети принимали несколько препаратов и их комбинации. Очень важно подобрать необходимую дозу лекарственного средства, чтобы обеспечить достойное качество жизни.

Стимуляция блуждающего нерва осуществляется с помощью имплантируемого устройства, которое производит электрический ток и с помощью блуждающего нерва воздействует на мозг. Это устройство позволяет настраивать продолжительность и частоту стимуляции. Это воздействие особенно эффективно при лечении судорог и может использоваться в сочетании с применением противоэпилептических препаратов.

Лечение стероидами показали некоторую эффективность для тех, у кого есть инфантильные спазмы. Оно проводится под непосредственным наблюдением невролога / эпилептолога.

Нейрохирургия. Когда другие методы лечения не помогают следует обсудить тактику ведения пациентов с нейрохирургом.
CDKL5
Другие вмешательства
Иппотерапия означает лечение с помощью лошади. Иппотерапия - это форма физической, профессиональной и речевой терапии, которая использует движение лошадей в качестве инструмента для достижения функциональных результатов. Движение лошади является многомерным движением, то есть переменным, ритмичным и повторяющимся. Это отличный инструмент для улучшения баланса, движения и создания общей силы и выносливости, обусловленной положением тела. Лошадиное движение усиливает сенсорный входной сигнал к вестибулярным, проприоцептивным, тактильным и визуальным каналам. Этот тип терапии может также включать использование механической лошади.

Гидротерапия (водная терапия) - это терапевтическая процедура, которая улучшает функции организма (формирует прочность и выносливость) путем применения терапевтических упражнений в воде и благодаря специфическим свойствам воды.

Музыкальная терапия оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние, физическое здоровье, социальное функционирование, коммуникативные способности и когнитивные навыки. Она может также уменьшить стереотипы и увеличить функциональные возможности руки. Музыка также может быть использована для расслабления и успокоения ребенка.

Трудотерапия – это использование индивидуальных методов лечения для развития, восстановления или поддержания навыков, используемых в повседневной деятельности. Ее целью является формирование навыков (самодостаточности) еды, одевания (например, застегивание куртки, надевание обуви), открывания двери или застегивания пряжки ремня безопасности и т.д. Эта терапия может улучшать мелкую моторику, а также позволить пациенту участвовать в большем количестве мероприятий. Другой ее важной особенностью является сенсорная интеграция.

Физиотерапия помогает поддерживать, восстанавливать и улучшать движение, активность и здоровье пациентов. Это позволяет индивидуумам иметь оптимальную функциональность и улучшенное качество жизни.

Развитие коммуникативных навыков (речь/язык) у детей с CDKL5, жизненно важно для улучшения концентрации и разработки эффективных методов коммуникации. Следует использовать усиливающую коммуникацию. Интерактивная технология взгляда глаза в глаза используется для облегчения общения. Аугментативная коммуникация (процесс установления контактов посредством разнообразных знаков связей с людьми, например, жесты, письменная речь и т.д.) также может оказаться полезной при оценке когнитивной функции.

Зрительная реабилитация. Целью визуальной реабилитации является максимальное использование функционального зрения. Терапия зрения – это индивидуальная программа, предназначенная для коррекции зрительных двигательных и перцептивных когнитивных недостатков. Дети, страдающие расстройством CDKL5, демонстрируют диапазон функционального зрения из-за различной степени коркового нарушения зрения. Принимая это во внимание, стратегии обучения должны быть индивидуализированы и адаптированы к способностям каждого ребенка. Терапия зрения предлагает всесторонние процедуры, созданные для увеличения способности мозга интерпретировать визуальную информацию, что может помочь в улучшении таких способностей, как выравнивание (центровка) глаз, слежение, фокусировка, движение, визуальная обработка глаз и координация рук и глаз. Специалист по ориентации и мобильности обучен, чтобы помочь детям, которые не могут видеть, чтобы обрести уверенность и быть в безопасности, учась ориентироваться в своей среде. Учитель по зрению является педагогом, который сертифицирован для обучения детей с визуальными проблемами
CDKL5 ресурсы и международные организации
International Foundation for CDKL5 Research www.cdkl5.com

CDKL5 Canada www.cdkl5canada.ca

CDKL5 Association in Italy www.cdkl5.org

CDKL5 UK www.cdkl5uk.org

CDKL5 Japan 27801323403000020013.vpweb.jp/default.html

CDKL5 Netherlands www.cdkl-5.nl

L'Albero di Greta – Onlus – Associazione Italiana CDKL5 www.lalberodigreta.org

CDKL5 International Database http://www.cdkl5.com/Research/database.aspx
Врач-эксперт Волгина С.Я.